О школе
Директор: Шарапова Светлана Владимировна
Дата создания образовательной организации: 31 октября 1933 года
Юридический адрес: 427960, Удмуртская Республика, город Сарапул, улица М.Горького, д. 30;
улица Первомайская, д. 33
История школы
«Необычная школа...» - так жители города Сарапула называют нашу школу-интернат. И она, действительно, необычная, потому что в ней живут и учатся дети с ограниченными возможностями здоровья по слуху со всей Удмуртской Республики. И для них школа-интернат - это надёжный уютный дом, где есть учёба и отдых, будни и праздники, а самое главное - забота и любовь.
История школы начинается в далёком 1933 году. Веками бродили по Российским просторам «юродивые» да «калеки». И среди них тысячи глухонемых: тех, кто ничего не слышал с рождения и не говорил. По действующим Российским законам такие люди не имели никаких прав, их не брали на работу, единственное занятие для них было просить милостыню.
В 1921 году была создана секция глухонемых при Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с неграмотностью, по решению которой была начата работа по подготовке учителей для специальных школ. В 30-е годы решение комиссии дошло и до окраин, в связи с чем было рекомендовано повсеместно открыть школы для глухих и глухонемых детей.
31 октября 1933 года состоялось заседание Президиума исполнительного комитета Сарапульского городского Совета по вопросу организации школы глухих и её размещения. В Протоколе за номером 142 зарегистрировано постановление следующего содержания: «Организацию школы глухонемых считать необходимой. Поместить её в помещении татарско-башкирской школы в неиспользованных комнатах».
1933 год. Первое здание школы для глухонемых детей. Год становления школы был очень трудным: нечем было писать; не хватало тетрадей, не было учебников, не хватало одежды. Все тяготы становления школы упали на плечи педагогов, первого директора Зверева Александра Григорьевича и первого заместителя Тотьмянину Юлию Яковлевну, которые боролись за каждого ученика и не допустили закрытия школы.
При открытии в школу глухонемых было принято 52 ученика и 4 учителя из расчёта 12 учеников на одного учителя. Помещений не хватало, отдельных классов не было. В большом помещении было несколько классов, которые отделялись друг от друга шифоньерами, ширмами или просто занавесками. Каждый класс был не только помещением для занятий, но и столовой, спальней. Каждое утро кровати сдвигались к стенкам, чтобы освободить место для парт, а по вечерам парты сдвигались, чтобы снова расставить кровати.
Отопление было печное, поэтому учителям приходилось не только учить детей, но и топить печи. Дров не хватало. И взрослым, и детям приходилось выходить на заготовку дров: привозить, пилить, колоть. Чтобы дети не болели, их закаляли. Обязательной была и коллективная утренняя зарядка. Но самым трудным, конечно, было общение с детьми. Дети были глухонемыми, а значит, ничего не слышали и не говорили. Жестов педагоги не знали, но они смогли найти подход к каждому ребёнку, смогли организовать учебный процесс, тем самым сохранили школу.
В 1937 году школа расширяется и получает ещё одно здание на углу улиц Красноармейская и Максима Горького. Площади увеличились, а условия не улучшились: снова печное отопление, отсутствие горячей воды. Но педагоги не унывают: в общении с детьми внедряются первые элементы жестовой речи, появляются первые признаки взаимопонимания. Учащиеся вовлекаются во внеурочную деятельность, бурно развивается школьная самодеятельность.
Тяжёлыми в истории школы-интерната были и годы Великой Отечественной войны. Не хватало одежды, обуви, посуды, нечем было топить печи. В школу стали поступать дети, обожжённые войной, контуженные, оглохшие от бомбёжек. Тяжело было и с питанием, всё отправлялось на фронт. Чтобы выжить, приходилось ходить в лес за ягодами, за грибами, запасать травы, овощи. Трудность заключалась и в том, что все мужчины во главе с директором ушли на фронт. Но школа стояла: уроки шли по расписанию, печи топились, дети кушали три раза в день. А ещё учителя и ученики делали подарки солдатам и посылали их на фронт. Они искренне верили: связанные носки, вышитые кисеты придадут сил защитникам, тем самым приблизят долгожданную Победу.
По Постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 15 сентября 1956 года № 1289 «Об организации школ-интернатов» школа для глухонемых детей была реорганизована в школу-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей. Вместе с тем было введено общее образование со сроком обучения в первом отделении 10 лет, во втором отделении 12 лет.
В 1963 году благодаря усилиям директора Киселёва Владимира Петровича путём самозастроя было построено здание мастерских по улице Первомайской, а затем и новое здание школы-интерната по улице М.Горького. Классы стали более просторными, появилась новая школьная мебель, первая звукоусиливающая аппаратура общего пользования, улучшились санитарные условия, но в спальнях по-прежнему не хватало места, поэтому спальный корпус для мальчиков был расположен по улице Первомайской. В любую погоду мальчишкам приходилось в семь часов утра бежать в школу, а вечером возвращаться в спальный корпус.
Свою страничку в историю внес следующий директор школы-интерната, Круцко Людмила Николаевна. Эта женщина отдавала всё тепло своей души детям и школе. Именно она начала работу по строительству пристроя нового спального корпуса к зданию школы-интерната.
В 1985 году эстафетную палочку руководителя принял молодой, энергичный Перескоков Юрий Алексеевич. У каждого человека своя судьба, испытания, радости, своё призвание – служение какому-то делу. Такому делу, которому посвящается жизнь, ради которого жертвуется здоровье, отдых, которое важнее всего на свете… Именно таким делом является для Перескокова Юрия Алексеевича школа-интернат №19, которую вот уже 33 года он возглавляет. Человек редкого трудолюбия, сильная натура, контактный и обаятельный. «В своём деле он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же берутся силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании значимости своего дела!». Эти слова С. Соловейчика как нельзя лучше характеризуют Юрия Алексеевича.
Юрий Алексеевич – руководитель нового типа: инициативный, творческий, ответственный, владеющий стратегией управления современной школой. Особая черта – обострённое чувство нового. Самые передовые педагогические находки, методические инновации находят отражение в образовательной деятельности школы-интерната. Особое отношение у директора к своим воспитанникам. «Ученик – не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь. Зажечь его можно только тогда, когда горишь сам», - считает Юрий Алексеевич. И эта миссия выполняется, так как каждый воспитанник школы-интерната - это неповторимая звезда на школьном небосклоне, которая сияет, переливается особенностями и талантами. И педагоги делают всё для того, чтобы звёздочки не угасали, а разгорались и с каждым годом становились всё ярче и ярче.
ШКОЛА – интернат - это школа для всех. В настоящее время в Школе-интернате на основе индивидуально - дифференцированного деятельностного подхода реализуется шесть адаптированных общеобразовательных программ, 20 классов - комплектов, 160 обучающихся.
Отличительные черты школьного детского коллектива: доброта, отзывчивость, понимание, взаимопомощь принятие друг друга такими, какие есть, - помогают обучающимся покорять учебные, спортивные и творческие вершины общего образования: 18 обучающихся учатся только на «5», 84 ударника стараются их догнать.
В игре «Победа» ровно все шагают, в «Зарнице» третье место занимают, в городской спартакиаде никому не уступают, но, а школьных хоккеистов в Республике, в России знают.
Очень любят танцевать, жестами владеют в совершенстве, в конкурсах умеют покорять садами под стеклом, поделками из дерева, картинами из шерсти.
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ сегодня – это большой коллектив единомышленников, с богатым опытом работы и хорошими традициями.
Черты педагогического коллектива - целеустремленность, умение ставить перед собой сложные задачи, мобилизация способностей и энергии каждого на поиск лучшего, наиболее эффективного пути решения. Из 48 педагогов: 40 с высшим дефектологическим образованием. О высоком профессионализме свидетельствует и квалификационная аттестация: 29 педагогов высшей категории, 9 - первой.
Особая черта педагогов – обострённое чувство нового. Самые передовые педагогические находки, методические инновации находят отражение в каждом аспекте образовательного процесса: в 2000 году был осуществлён переход на среднее общее образование, школа-интернат одна из первой в рамках республиканской пилотной площадки перешла на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Чистота и порядок везде и всегда – это лозунг сотрудников школы-интерната непедагогического труда. Стараются для всех уют создать, социальный опыт передать, при болезни подлечить, повкуснее накормить.
Педагоги и сотрудники школы-интерната - не волшебники, но кропотливый труд, душевность, понимание приносят свои плоды: дети, маленькие и большие, начинают видеть и слышать сердцем!
С 2000 года школа-интернат перешла на среднее общее образование. Выпускники сдают экзамены, последнее время даже в форме ЕГЭ, получают Аттестат о среднем (полном) общем образовании государственного образца и не считают нарушение слуха преградой для дальнейшего получения образования. Это обусловлено тем, что педагогический коллектив старается обеспечить тот уровень учебной подготовки, который отвечает высоким запросам общества, полноценному, всестороннему, качественному образованию.
В настоящее время в среднем 90 % выпускников каждого выпуска за курс среднего образования продолжают обучение в пятнадцати высших учебных заведениях Российской Федерации. Есть среди выпускников и инженеры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем, и учителя-дефектологи, и сурдопедагоги - переводчики, и фармацевты, и специалисты по праву и организации социального обеспечения, и инженеры-технологи пищевого оборудования, и стоматологи, и артисты Московского театра мимики и жестов.
Ученическое самоуправление в форме экипажа «Стремительный», живущего под девизом: «Нас корабль несёт вперёд к знаниям, к науке, не боимся мы невзгод, уплывём от скуки», способствует формированию личностного «Я», развивает толерантность, ответственность, самостоятельность, чувство коллективизма. Ученическое самоуправление присутствует во всех аспектах школьной жизни: от учёбы до отдыха.

Образование и формы обучения
Обучение в учреждении проходит в очной форме. Общее образование может быть получено обучающимися как в учреждении, так и вне учреждения - в форме обучения на дому.Обучение в учреждении проходит в очной форме. Общее образование может быть получено обучающимися как в учреждении, так и вне учреждения - в форме обучения на дому.
Программа развития
Программа
Фотографии
