ГКОУ УР "СОШИ № 19 г. Сарапула"
Удмуртская Республика г. Сарапул
  • О школе

    Полное наименование организации: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики «Средняя общеобразовательная школа-интернат № 19 г. Сарапула». Сокращенное наименование образовательной организации: ГКОУ УР "СОШИ № 19 Г. САРАПУЛА"

    Директор: Перес​коков Юрий ​Алексеевич

    Дата создания образовательной организации: 31 октября 1933 года

    Юридический адрес: 427960, Удмуртская Республика, город Сарапул, улица М.Горького, д. 30;
    улица Первомайская, д. 33

    История школы

    «Необычная школа...» - так жители города Сарапула называют нашу  школу-интернат.  И она, действительно, необычная, потому что в ней живут и учатся дети с ограниченными возможностями здоровья  по слуху  со всей Удмуртской Республики. И для них школа-интернат - это надёжный уютный дом, где есть  учёба  и  отдых, будни и праздники, а самое главное - забота и любовь.

    История школы начинается в далёком 1933 году. Веками бродили по Российским просторам «юродивые» да «калеки». И среди них тысячи глухонемых: тех, кто ничего не слышал с рождения и не говорил. По  действующим Российским законам такие люди не имели никаких прав, их не брали на работу, единственное занятие для них было просить милостыню.

    В 1921 году была создана секция глухонемых  при  Всероссийской  чрезвычайной комиссии по борьбе с неграмотностью, по решению которой была начата работа по подготовке учителей для специальных школ.  В 30-е годы решение комиссии дошло и до окраин, в связи  с чем было рекомендовано повсеместно открыть  школы для глухих и глухонемых детей.

    31 октября 1933 года  состоялось заседание Президиума исполнительного комитета Сарапульского  городского Совета по вопросу организации школы глухих и её размещения.  В Протоколе за номером 142 зарегистрировано постановление следующего содержания: «Организацию школы глухонемых считать необходимой. Поместить её в помещении  татарско-башкирской  школы  в неиспользованных комнатах».

    1933 год. Первое здание школы для глухонемых детей. Год становления школы был очень трудным: нечем было писать; не хватало тетрадей, не было учебников, не хватало одежды.  Все тяготы становления школы упали на плечи педагогов, первого директора Зверева Александра Григорьевича и первого заместителя  Тотьмянину   Юлию   Яковлевну, которые боролись за каждого ученика и не допустили закрытия школы.

    При открытии в  школу  глухонемых  было  принято 52 ученика и 4 учителя из расчёта 12 учеников на одного учителя. Помещений не хватало, отдельных классов не было.   В  большом помещении было несколько классов, которые отделялись друг от друга шифоньерами, ширмами или просто занавесками. Каждый класс был не только помещением для занятий, но и столовой, спальней. Каждое утро кровати сдвигались к стенкам, чтобы освободить место для парт, а по вечерам парты сдвигались, чтобы снова расставить кровати.

    Отопление было печное, поэтому учителям приходилось не только учить детей, но и топить печи. Дров не хватало.  И взрослым, и детям приходилось выходить на заготовку дров: привозить, пилить, колоть.  Чтобы дети не болели, их закаляли. Обязательной была и коллективная утренняя зарядка. Но самым трудным, конечно, было общение с   детьми. Дети были глухонемыми, а  значит, ничего не слышали и не говорили. Жестов педагоги не знали, но они смогли найти подход к каждому ребёнку, смогли организовать учебный процесс, тем самым сохранили школу.

    В  1937 году школа расширяется  и  получает ещё одно здание на углу улиц Красноармейская и Максима Горького. Площади увеличились, а условия не улучшились: снова печное отопление, отсутствие горячей воды. Но педагоги не унывают: в общении с детьми внедряются первые элементы  жестовой речи, появляются первые признаки взаимопонимания.  Учащиеся вовлекаются во внеурочную деятельность, бурно развивается школьная самодеятельность. 

    Тяжёлыми в истории школы-интерната были и годы Великой Отечественной войны.  Не хватало одежды, обуви, посуды, нечем было топить печи.  В школу стали поступать дети, обожжённые войной, контуженные, оглохшие от бомбёжек.  Тяжело  было  и  с  питанием,  всё  отправлялось  на  фронт.  Чтобы выжить, приходилось ходить в лес за ягодами, за грибами, запасать травы, овощи.  Трудность заключалась и в том, что все мужчины во главе с директором ушли на фронт. Но школа стояла: уроки шли по расписанию, печи топились, дети кушали три раза в день. А ещё учителя и ученики делали подарки солдатам и посылали их на фронт. Они искренне верили: связанные носки, вышитые кисеты придадут сил защитникам, тем самым приблизят долгожданную Победу. 

    По Постановлению ЦК  КПСС  и Совета  министров СССР от  15 сентября  1956 года № 1289 «Об организации школ-интернатов» школа для глухонемых детей была реорганизована в школу-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей. Вместе с тем было введено общее образование со сроком обучения  в первом отделении 10 лет, во втором отделении 12 лет.

    В  1963 году благодаря усилиям директора Киселёва Владимира Петровича путём самозастроя было построено здание мастерских по улице Первомайской, а затем и новое здание школы-интерната по улице М.Горького. Классы стали более просторными, появилась новая школьная мебель, первая звукоусиливающая аппаратура общего пользования, улучшились санитарные условия, но в спальнях по-прежнему не хватало места, поэтому спальный корпус для мальчиков был расположен по улице Первомайской.  В любую погоду мальчишкам приходилось в семь часов утра бежать в школу, а вечером возвращаться в  спальный корпус.

    Свою страничку в историю  внес следующий директор школы-интерната,  Круцко Людмила Николаевна. Эта женщина отдавала всё тепло своей души детям и школе. Именно она начала работу по строительству пристроя  нового спального корпуса к зданию школы-интерната.

    В 1985 году эстафетную палочку руководителя принял молодой, энергичный Перескоков Юрий Алексеевич. У каждого человека своя судьба,   испытания,  радости,   своё призвание – служение какому-то делу. Такому  делу, которому посвящается  жизнь, ради которого жертвуется  здоровье,  отдых,  которое  важнее  всего  на  свете…  Именно  таким делом  является  для  Перескокова   Юрия    Алексеевича  школа-интернат  №19, которую вот уже 33 года он  возглавляет. Человек редкого трудолюбия, сильная натура, контактный и обаятельный. «В своём деле он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же берутся силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании значимости своего дела!». Эти слова С. Соловейчика  как нельзя лучше характеризуют Юрия Алексеевича.

    Юрий Алексеевич – руководитель нового типа: инициативный, творческий, ответственный, владеющий стратегией управления современной школой. Особая черта – обострённое чувство нового. Самые передовые педагогические находки, методические инновации находят отражение в образовательной деятельности школы-интерната. Особое отношение у директора к своим воспитанникам.  «Ученик – не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно  зажечь. Зажечь его можно только тогда, когда горишь сам», - считает Юрий Алексеевич. И эта миссия выполняется, так как каждый воспитанник  школы-интерната - это неповторимая звезда на школьном небосклоне, которая сияет, переливается особенностями и талантами. И педагоги  делают  всё для того, чтобы звёздочки не угасали, а  разгорались и с каждым годом становились всё ярче и ярче.  

    ШКОЛА – интернат  - это школа для всех. В  настоящее время в Школе-интернате на основе индивидуально - дифференцированного деятельностного подхода реализуется шесть адаптированных общеобразовательных программ, 20 классов - комплектов, 160 обучающихся. 

    Отличительные черты школьного детского коллектива: доброта, отзывчивость, понимание, взаимопомощь принятие друг друга такими,   какие есть, - помогают обучающимся покорять учебные, спортивные и творческие  вершины общего образования: 18 обучающихся учатся только на  «5»,  84   ударника  стараются  их  догнать.

    В игре «Победа» ровно все шагают,  в  «Зарнице» третье место занимают, в городской спартакиаде никому не уступают, но, а школьных хоккеистов в Республике, в России знают. 

    Очень любят танцевать, жестами владеют в совершенстве,  в конкурсах умеют покорять садами под стеклом, поделками из дерева, картинами из шерсти.

    ШКОЛА-ИНТЕРНАТ сегодня – это большой коллектив единомышленников,  с богатым опытом работы и хорошими традициями.

    Черты педагогического коллектива - целеустремленность, умение ставить перед собой сложные задачи, мобилизация способностей и энергии каждого на поиск лучшего, наиболее  эффективного  пути решения.  Из 48 педагогов:  40 с высшим  дефектологическим образованием. О высоком профессионализме свидетельствует и квалификационная аттестация:  29   педагогов   высшей категории, 9  - первой.

    Особая черта педагогов  – обострённое чувство нового. Самые передовые педагогические находки, методические инновации находят отражение в каждом аспекте образовательного процесса: в 2000 году был осуществлён переход на среднее общее образование, школа-интернат одна из первой в рамках республиканской пилотной площадки перешла на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Чистота и порядок везде и всегда  – это лозунг сотрудников школы-интерната  непедагогического  труда. Стараются для всех уют создать, социальный опыт передать,  при болезни подлечить, повкуснее накормить.

    Педагоги  и  сотрудники  школы-интерната  - не волшебники, но кропотливый труд, душевность, понимание приносят  свои плоды: дети, маленькие и большие,   начинают видеть и слышать сердцем!

    С 2000 года школа-интернат перешла на среднее общее образование. Выпускники сдают экзамены, последнее время даже в форме ЕГЭ,  получают Аттестат о среднем (полном) общем образовании государственного образца и   не считают нарушение слуха преградой для дальнейшего получения образования. Это обусловлено тем, что педагогический коллектив старается обеспечить тот уровень учебной подготовки, который отвечает высоким запросам общества, полноценному, всестороннему, качественному образованию.

    В настоящее время в среднем  90 %  выпускников  каждого  выпуска за курс среднего образования продолжают обучение в пятнадцати  высших учебных заведениях Российской  Федерации.  Есть среди выпускников и инженеры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем, и учителя-дефектологи, и сурдопедагоги - переводчики, и фармацевты, и специалисты по праву и организации социального обеспечения, и инженеры-технологи пищевого оборудования, и стоматологи, и артисты Московского театра мимики и жестов.

    Ученическое самоуправление в форме экипажа «Стремительный», живущего под девизом: «Нас корабль несёт вперёд к знаниям, к науке, не боимся мы  невзгод, уплывём от скуки», способствует формированию личностного «Я», развивает толерантность, ответственность, самостоятельность, чувство коллективизма. Ученическое самоуправление присутствует во всех  аспектах школьной жизни: от учёбы до отдыха.

    Образование и формы обучения

    Обучение в учреждении проходит в очной форме. Общее образование может быть получено обучающимися как в учреждении, так и вне учреждения - в форме обучения на дому.Обучение в учреждении проходит в очной форме. Общее образование может быть получено обучающимися как в учреждении, так и вне учреждения - в форме обучения на дому.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Программа

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie